Искусство Исаака Ильича Левитана (1860-1900) - высшее достижение характерного для русской живописи конца XIX века "пейзажа настроения". Воспитанник Московского училища живописи, ваяния и зодчества (1873-1883), ученик А.К.Саврасова и В.Д.Поленова - Левитан уже в юности сумел сказать новое слово в искусстве. В 1879 году он создал картину "Осенний день. Сокольники" (фигура женщины написана соучеником Левитана Н.П.Чеховым, братом писателя), где достигнута особая "очеловеченность" пейзажа.
Замечательны работы, написанные Левитаном в середине 1880-х годов в Саввинской слободе близ Звенигорода ("Мостик. Саввинская слобода", 1884), а также в усадьбе Бабкино ("Река Истра", 1885), где он жил вместе с семьей ставшего ему близким другом А.П.Чехова. камерные, небольшие по формату и часто этюдные по характеру, они исполнены особой, благоговейной чуткости к жизни природы, почти импрессионистически непосредственны в передаче игры света. Нежной, весенней радостью напоена "Березовая роща" (1885-1889).
В дальнейшем образы произведений Левитана обретают большую масштабность, нередко - философско-эпическое измерение, что было связано с впечатлениями живописца от великой русской реки Волга, куда он совершал поездки начиная с 1887 года, останавливаясь в уютном патриархальном городе Плесе. Образ плавно текущей полноводной реки словно воплотил в пейзажах Левитана мысли художника о поэтической сущности жизни. Не случайно в ряде картин Левитана важное место занимают и изображения старинных церквей и монастырей ("Вечерний звон", 1892), являющихся в его пейзажах как бы символом высоких стремлений, размышлений о том, "какая это могла бы быть чудная, поэтическая, может быть даже святая жизнь" (А.Чехов).
Рядом с произведениями, исполненными тихой и ясной красоты, "музыкальных настроений", есть в творчестве Левитана и картины, где доминирует драматическое начало несовершенства действительности. Глубоко личные драматические переживания определили решение Левитаном картины "У омута" (1892), где живописец запечатлел "гиблое" место и исходящее от него чувство опасности. В подаренной художником П.М.Третьякову картине "Владимирка" (1892) - редком образце "исторического пейзажа" - изображена печально известная в России дорога, по которой долгие годы отправлялись в Сибирь каторжане. А в картине "Над вечным покоем" (1894) размышления Левитана о противоречиях бытия, бренности человеческой жизни и вечности природы обрели особенно масштабный, почти натурфилософский характер.
Но большинство произведений Левитана и в 1890-е годы отличает жизнеутверждающий характер, чувство радости причащения к "музыке" вечного обновления жизни ("Март", 1895; "Весна - большая вода", 1897).
Особенно интенсивно и вдохновенно работал художник в конце 1890-х годов, когда у него обнаружилась смертельная болезнь сердца. Его работы этого периода отличаются смелостью уверенного мастерства, богатством настроений, новыми стилевыми тенденциями. Замечательны многочисленные изображения тихих сумерек, лунных ночей, спящих деревень ("Летний вечер", 1899; "Сумерки. Стога", 1899), в которых художник достигает удивительно тонкого воплощения медитативного слияния человеческих чувств и "божественного нечто, разлитого во всем" (слова художника).